Проблема N 4: небрежность и мистификации
Здесь нам хотелось бы остановиться на некоторых более чем реальных опасностях, которые подстерегают пользователя, доверившегося мало известному поисковому серверу. Написать об этом автора заставляет случай. Человеку была срочно необходима информация о наличии прямых электропоездов между двумя городами СНГ. Воспользовавшись Рамблером, ему быстро удалось локализовать сервер, предлагающий необходимые сведения (рис.4).
Рис.4 Результат обработки поискового запроса на сервере
"полных железнодорожных расписаний" по России и СНГ
http://pavel.physics.sunysb.edu:8080/
После введения станций отправления и назначения система ответила отрицательно (см. рис.4, строка внизу). Такой категоричный ответ сервера заставил человека прекратить дальнейшие поиски и принять решение, о котором скоро пришлось пожалеть. Предъявить претензии к разработчику системы также оказалось невозможным. Дело в том, что чуть ниже под результатом поиска пользователем не была замечена одна важная деталь, а именно надпись "Расписание рекламное, возможны изменения, за которые не несут ответственности ни распространитель, ни МПС". При этом если бы фраза об отказе была сформулирована чуть мягче, пользователь, вероятно, смог бы продолжить поиск в Сети и получить положительный результат.
В некоторых случаях маркетинговая агрессивность разработчика начинает носить вызывающий характер. Вот уже не один месяц, на серверах HotBot и AltaVista расположено рекламное объявление крупнейшей книготорговой компании Amazon (www. amazon.com) и ряда других. При этом на любой запрос в ИПС рядом с результатами поиска появляется баннер, намекающий на то, что как раз по тематике выполненного поиска и можно найти информацию на Amazon, даже если в запросе фигурировал мистический "господин Иванов". (см. рис.5)
Рис.5. "Умный" баннер на сервере www.altavista.com
Подстановка терминов из поискового шаблона в баннер производится путем их механического переноса и без всякого контроля на предмет действительного наличия книг данной тематики на сервере компании. К тому же найти "Иванова" на Amazon нельзя в принципе, поскольку вплоть до последнего момента русскоязычная литература там не продавалась. В данном случае плата за доверчивость - это несколько минут напрасно потраченного времени.
Таким образом, от привычного уважения к печатному слову, в Сети лучше отказаться, особенно если сервер генерирует реплики автоматически.